На совместном заседании президиума Госсовета РФ и Совета по науке и образованию при Президенте России поставлены новые задачи по укреплению высшей школы в российских регионах

В преддверии Дня науки Президент России Владимир Путин провел совместное расширенное заседание президиума Госсовета РФ и Совета при Президенте по науке и образованию. В числе участников – члены федерального кабинета министров России, главы регионов, ректоры ведущих вузов и известные ученые, представители общественности. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский принял участие в заседании.

 

В центре внимания — повышение роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы. В числе основных проблем Президент России назвал «сверхконцентрацию» образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге и невозможность для регионов конкурировать в этом вопросе. «Выбор многих выпускников школ в регионах хорошо понимаю. Они уезжают в столицы, где и образование лучше, и жизнь интереснее. И зачастую уже не возвращаются молодые люди туда, где родились, выросли. Регионы теряют самое ценное при этом – таланты, кадры, молодёжь», — сказал Владимир Путин. Вместе с тем он подчеркнул, что возвратом к системе распределения, «обязаловкой» проблему не решить. «Нужны условия для самореализации молодых людей, современные, привлекательные стандарты жизни и учёбы, возможности для достижения успеха», — отметил глава государства и предложил ряд решений. С 2021 года ежегодно будет увеличиваться количество бюджетных мест в вузах в тех регионах, где нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах. Владимир Путин поручил правительству России реализовать комплекс мер по модернизации всей системы высшего образования в регионах. Вместе с тем он подчеркнул: «Даже с учётом всех «отраслевых» вложений мы не изменим региональную высшую школу, не выведем её на новый уровень, если не добьёмся реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах. Прошу помнить об этом и Правительство, и всех глав субъектов Федерации, руководителей муниципальных образований».

Глава государства отметил, что в сфере высшей школы предстоит убирать «вузы-пустышки», которых еще достаточно, консолидировать ресурсный потенциал учебных заведений и научных институтов и там, где это обосновано, ставить вопрос об их юридическом объединении. «Нужно найти такие решения, которые повысят престиж, научный статус и доходы преподавателей и профессоров в регионах, обеспечат значительный рост качества образования и исследований в вузах, а для этого необходимы совместные кафедры и лаборатории, сетевое взаимодействие научных и образовательных команд, передовая инфраструктура, включая центры коллективного пользования, научные установки, базы данных», — сказал Владимир Путин. Такие управленческие решения предстоит реализовать в рамках первых пяти научно-образовательных центров мирового уровня.

«Сильная региональная высшая школа — это педагогические, медицинские, инженерные кадры, прорывные решения и разработки, целое созвездие инновационных компаний и стартапов, команд, реализующих общественные, культурные инициативы, а передовая инфраструктура вузов – это настоящий мотор развития городской среды», — подчеркнул Владимир Путин. Он предложил обновить или создать с нуля современные студенческие городки с учебными аудиториями, спортсооружениями, технопарками, жильем для студентов, аспирантов и преподавателей. Президент также отметил, что нужно снять все барьеры, которые мешают регионам, бизнесу участвовать в решении задачи по созданию конкурентной сети региональных вузов и университетов. В том числе регионы получат право при наличии ресурсов напрямую финансировать программы развития местных вузов и их инфраструктуру. Такое же право должно быть у предпринимателей, компаний, готовых инвестировать в образование и науку.

Напомним, принято решение о переходе в 2020 году на почти 100-процентное целевое обучение в медицинской ординатуре по самым востребованным специальностям. «Следует подумать об обновлении системы подготовки научных и преподавательских кадров высшей квалификации и по другим ключевым специальностям. То есть, речь должна идти о серьезных изменениях в работе аспирантуры, расширении механизмов целевого набора, чтобы соискатель научной степени вел исследование в интересах конкретного вуза и научно-образовательного центра в регионе. Затем приходил туда работать, создавал научную школу, новое, востребованное направление подготовки, вместе с предприятиями внедрял свои разработки на практике. Нам нужно обязательно добиться такой связки между наукой, образованием и реальной жизнью, реальным производством», – подчеркнул Владимир Путин. Он напомнил, что по итогам Послания уже дано поручение предусмотреть возможность для студентов после второго курса менять образовательную траекторию и проходить обучение по смежным направлениям. И в целом, по словам Президента, современные образовательные стандарты должны стать более гибкими и могли позволить студентам получать дополнительную квалификацию. Это касается как высшей школы, так и колледжей и техникумов, заметил Владимир Путин. «Вся отечественная высшая школа должна отвечать гигантской скорости технологических и общественных перемен, быть с ними, что называется, на одной волне. Прежде всего, в вузы должны прийти специалисты-практики, работающие в реальной экономике, и, конечно, молодые, увлеченные исследователи и преподаватели. Причем, именно в те регионы, где действительно необходимы и знания, и компетенции», — отметил глава государства. Он поручил увеличить размеры государственной поддержки за достижения научных, творческих результатов. «У нас много талантливых, целеустремленных молодых людей, мы их должны сохранить и дать раскрыться в полную силу именно здесь, в России», — пояснил Владимир Путин.

Добавим, в рамках совместного заседания также затронуты вопросы соответствия системы среднего профессионального и высшего образования требованиям экономики, внедрения новых инструментов взаимодействия образовательных и научных организаций, органов власти и работодателей.

Для справки:

На территории Ивановской области работает 7 государственных образовательных организаций высшего образования, 5 филиалов вузов, 2 научно-исследовательских института. Образовательные организации высшего образования Ивановской области ведут подготовку по 72 образовательным программам бакалавриата, 9 образовательным программам специалитета, 36 образовательным программам магистратуры.

В 2019/2020 учебном году в образовательных организациях высшего образования обучаются более 29 тысяч студентов. В 2019 году прием в вузы Ивановской области на очную форму обучения за счет бюджета составил 3744 человек, из них на программы бакалавриата и специалитета – 3142 человека.

Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений составляет 1849 человек.

Читайте также:

Добавить комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять