ПО ДОЛГУ ПАМЯТИ. О подвиге легендарной авиаэскадрильи «Нормандия-Неман»

В первой декаде апреля 1943 года французская эскадрилья «Нормандия» впервые вступила в бой в составе 1-й воздушной армии Западного фронта. Однако перед началом активного участия в боевых действиях эскадрилья прошла формирование и обучение на аэродроме «Северный» в г. Иваново.

Обеспечение пребывания эскадрильи на территории Ивановской области проходило под строгим контролем органов государственной безопасности. Осуществлялось оперативное прикрытие нахождения в СССР французских летчиков в связи с высокой активностью нацистской Германии по заброске в тыл диверсионных групп, в том числе нацеленных на уничтожение французских летчиков на месте при их выявлении.

Под строгим контролем органов безопасности также находилось материально-техническое обеспечение эскадрильи «Нормандия», поставка продовольствия для летчиков, связь с родственниками за рубежом. При непосредственном участии УНКВД Ивановской области принималось решение о выделении самолетов для формирования эскадрильи. Советское командование предлагало британский Hawker, американский P-39 Airacobra и советский Як-1. Французы выбрали лёгкий и манёвренный советский истребитель.

Пилотами была отмечена простота управления, неприхотливость и надёжность конструкции, возможность полета над самой поверхностью земли, отличная маневренность и вооруженность. Оценили и практичные качества – низкое давление шин, что позволяло осуществлять посадку на неподготовленную поверхность, охлаждение водой, возможность слива воды и масла, а также возможность заправки двигателя теплым маслом для его запуска при низких температурах.

Пилоты эскадрильи до конца войны не изменили советскому истребителю, произведя замену только на его следующую версию – Як-3.

На ивановской земле эскадрилья «Нормандия» находилась с 29 ноября 1942 года до конца марта 1943 года, досконально освоив за это время советскую технику. Всего подготовку прошли 60 французских военнослужащих, которые отзывались об Иваново как о второй Родине.

Свою славу полк «Нормандия» снискал в боях над рекой Неман, где обеспечивал переправу советских частей. Особые заслуги, согласно традициям русского оружия, были отмечены присвоением полку наименования «Неман», по месту совершения подвига.

Два пилота полка, были удостоены звания Героя Советского Союза. Один из них — Марсель Лефевр однажды сказал слова, отражающие суть той борьбы, которую вела «Нормандия-Неман»: «Мы оставили нашу Францию презираемой, для нас нет другого возвращения, кроме победного».

С 22 марта 1943 года летчики полка «Нормандия-Неман» совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых и повредили более 80 немецких самолётов.

16 и 17 октября 1944 года полк установил рекорд — был сбит 41 немецкий самолёт, без потерь. За период Второй мировой войны всего погибло 42 пилота полка «Нормандия-Неман», сражавшихся за победу Франции и Советского Союза над нацистской Германией.

В память о подвиге легендарной авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», в 2015 году в г. Иваново в сквере школы № 56 на улице Лежневской был торжественно открыт монумент – скульптурная композиция, состоящая из двух фигур: французского лётчика и советского техника, которая отражает борьбу двух братских народов перед лицом общего врага.

 

Пресс-служба УФСБ России по Ивановской области

Поделитесь в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 8
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    8
    Поделились

Читайте также:

Добавить комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять