ЛЮДИ ФУРМАНОВСКОЙ ЗЕМЛИ. Бывших моряков  не бывает!

Номер выпуска 2020/08 от 20.02.20

Общаясь с людьми старшего поколения, так называемой «старой закалки», безусловно, хочется перенять их опыт, почерпнуть как можно больше полезного для себя. Особенно, когда видишь перед собой профессионала своего дела, хорошего семьянина, доброго друга, человека, который на протяжении всей жизни стремится к высоким идеалам и важным свершениям, занимает активную позицию даже в зрелом возрасте. Познакомившись же поближе, понимаешь, что за всеми его жизненными успехами стоит многолетний труд, ответственность, внутренняя дисциплина.

 

 

 

Именно такой незаурядной личностью является наш земляк Николай Михайлович Кузнецов. Ему есть, чем поделиться с подрастающим поколением, есть, чем гордиться.

 

Военное детство

Родился Николай Михайлович в нашем городе 19 декабря 1936 года в семье жестянщика-кровельщика Михаила Фёдоровича и работницы фабрики №2 Анастасии Ивановны Кузнецовых. Кроме него в семье росли две сестры и брат. Нужно сказать, что его старшая сестра, Анна Михайловна, — труженик тыла: в годы Великой Отечественной войны она работала в артели по пошиву утепленных рукавиц для фронта, в свободное время выступала в госпиталях города с концертами.

Окончил Николай Михайлович семь классов школы №7, затем поступил учеником столяра в артель «Возрождение». Перетягивал матрасы, делал из дерева рамы, парты для школ, двери. Столярному делу его обучал Геннадий Алексеевич Харитонов. Ветеран до сих пор помнит, как усердно он тогда учился, чтобы помогать родителям. А когда ему выдали первую зарплату — 69 рублей, решил порадовать маму и купил ей сладости — мороженое и леденцового «петушка» на палочке.

Перед отправкой в армию Николай Кузнецов прошел курсы моряка, которые были организованы военкоматом для подростков. Обучение проводил бывший сигнальщик крейсера «Чапаев» Северного флота Николай Михайлович Кормилицын. Парни учились передавать сигналы при помощи флажков, вязать узлы, изучали такелажные приспособления, средства и механизмы, устройство корабля. Такие курсы были достаточно серьёзной подготовкой к службе на флоте, причем по их завершении нужно было сдать экзамены капитану I ранга, специально приезжавшему из Кинешмы.

 

Место службы — Северный флот

13 сентября 1955 года наш земляк был призван в ряды Советской Армии. Перед ним встал выбор: стройбат или Морфлот. В Морфлоте служили четыре года, но так как Николай уже прошел курсы моряков, решение было очевидным. До места службы он и ещё порядка 50 человек добирались трое суток. По прибытии в г.Североморск им пришлось ночевать прямо на улице, спать на земле, так как мест для всех просто не хватало -  было большое пополнение. Утром солдаты встали и увидели, что покрылись инеем. Так они впервые ощутили на себе суровый климат Севера.

Николай Михайлович вспоминает, как, получив флотскую форму, они все сдали гражданскую одежду. А у него в кармане остался партийный билет, к счастью, он его вовремя смог вернуть. В то время с документами было очень строго, за потерю партбилета грозило серьезное наказание.

Служить ему выпало в п.Дровяное, расположенном на берегу Кольского залива. Рядом, на реке Тулома, находился г.Кола. Здесь он прошел курс молодого матроса, строевую подготовку, занятия с винтовками-трехлинейками размером в рост человека, а также с водолазным оборудованием. Матросы получили распределение на корабли, баржи. Затем наш земляк был направлен на аварийно-спасательное судно «Водолаз» производства США с бортовым номером А-722. Здесь боцман, старшина второй статьи Николай Кузнецов произвел тренировочный спуск-погружение. Шел 1958-ой год, к этому времени матросы уже понимали, что оснащение кораблей других стран достаточно мощное. Например, немецкое судно «Хибина» запомнилось тем, что на нём размещался огромный колокол, а погружение с него производилось на глубину до 156 метров с использованием гелиево-кислородных баллонов.

 

«Часовые морских границ»

Однажды сослуживец Николая — матрос Игорь Манухин обнаружил на дне объект, напоминающий бомбу, о чем немедленно доложил руководству. На место прибыли мичман, специалист 1-го класса Н.Михайленко и капитан III ранга И.З. Прокопенко.  Мичман спустился под воду и через некоторое время сообщил, что на дне лежат шесть неразорвавшихся бомб времен Великой Отечественной войны. Было принято решение погрузить их в шлюпку и перевезти на безопасное расстояние. Приемом и транспортировкой занимались несколько человек, в том числе и наш земляк. Каждый понимал всю серьезность и опасность стоящей перед ними задачи.

В газете Северного флота «На страже Заполярья» от 17 мая 1958 года вышла статья «Это и есть воинская доблесть!», в которой описывалась эта сложная операция:  «Морякам была поставлена задача — подать водолазу пеньковый трос и поднять первую бомбу на поверхность. Моряки знали, что грозит им и водолазу, если произойдёт взрыв, но приказ командира — закон, он должен быть выполнен во что бы то ни стало. И моряки смело начали выгребать шлюпку навстречу опасности».

Авиационные бомбы длиной один метр, диаметром 250 мм, со взрывателями в носовой части, лежали на дне на расстоянии 10 метров друг от друга, ориентировочно весом по 75 кг каждая. Они, долгие годы «прожившие» рядом с кораблями и, по всей вероятности, оголенные течением, в любой момент могли сдетонировать, если бы их случайно задело каким-нибудь якорем или якорной цепью… Водолазы были предельно осторожны, работали, опустившись на колени, потихоньку освобождая бомбы от ила и песка. Их поднимали на поверхность, отводили в сторону и на безопасном расстоянии подрывали. В первый день матросы обезвредили две, а на второй день — четыре бомбы. Позже команду, в составе которой был и Николай Кузнецов, осуществлявшую эту сложную операцию, стали называть «часовыми морских границ Родины». На одном из мероприятий в матросском клубе всему составу группы была объявлена благодарность с занесением в личное дело. Николаю Михайловичу тогда торжественно вручили часы.

 

В условиях сурового климата

В течение четырёх лет срочной службы, а затем ещё двух лет мичману Кузнецову приходилось справляться с различными задачами на борту аварийно-спасательного судна. Работать приходилось в условиях сурового климата. Проводились спасательные операции с затонувшими кораблями, эвакуация людей, рыбаков, попавших в беду, буксировка к месту назначения проходящих судов, на которых произошел отказ двигателя. Неод-нократно судно, на котором служил Н.М. Кузнецов, попадало в шторм. Однажды раструбы, идущие от машинного отделения, закрепленные 36-ю болтами каждый, после шторма срезало, словно ножом. Сам Николай попадал «под волну» дважды и оба раза чудом оставался жив, помогли физподоготовка и знание дела.

Довелось нашему земляку трудиться и на аварийно-спасательных судах, которые обеспечивали спасение и безопасность людей в случае возникновения нештатных ситуаций, на полигоне «Черная Губа» для испытания ядерного оружия на острове Новая Земля. Каждый день был напряженным, но судьба была благосклонна к морякам.

 

Начать жизнь с чистого листа

Во время увольнений многие отправлялись на танцы в местный матросский клуб. Именно здесь в 1960 году Николай Кузнецов встретил девушку Лилию, приехавшую в Мурманск из Кировской области и работавшую швеей в ателье. Он до сих пор помнит тот робкий взгляд и яркую полосатую кофточку. Девушке было 18, он старше почти на шесть лет. Их случайное знакомство переросло в дружбу.

В 1961-ом году, когда в результате военной реформы Н.С. Хрущева произошло  масштабное сокращение личного состава в армии и на флоте, Н.М. Кузнецов был вынужден вернуться на малую родину. Спустя время он пригласил Лилию Ивановну в Фурманов, предложив выйти за него замуж. Девушка предложение приняла.

Николаю тогда было 25 лет, он понимал, что преимущества службы на флоте позади, нужно начинать жизнь с чистого листа. Необходимо было строить новый дом, на месте старого, обветшавшего, на ул. Б.Фурмановская. Супруга устроилась работать по специальности — швеёй на фабрику, Николай Михайлович поступил учеником токаря на литейно-механический завод, изготавливал на станках валы. В 1965 году в семье родились девочки-двойняшки. Продолжая работать, Н.М. Кузнецов стал учиться в вечернем текстильном техникуме при фабрике №1, получил специальность техника-механика.

 

Трудиться с полной отдачей сил

Более тридцати лет, с 1961 по 1993 год, Николай Михайлович трудился на ЛМЗ, пройдя путь от рабочего до начальника отдела кадров. В составе делегации завода он встречался с Министром машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов  СССР В.Н. Доениным, посещал с экскурсиями Города-герои, был делегатом на собраниях хозяйственного актива при Министерстве легкой промышленности в Москве. На предприятии занимал должность секретаря партийной организации, был активным участником городского клуба деловых встреч и организатором различных мероприятий. Особенно запомнились встречи с фронтовиками, воспоминания которых о войне были ещё свежи, а сами они достаточно молоды. Николай Михайлович был удостоен ордена «Знак Почета» за пуск мощностей на заводе.

Довелось Н.М. Кузнецову быть заместителем председателя по кадрам в Фурмановском райпо, где трудился почти десять лет, чуть больше шести лет — ведущим специалистом в Центре занятости населения, откуда он и ушел на заслуженный отдых.

 

По-прежнему в строю!

Николай Михайлович разменял девятый десяток, но, несмотря на возраст, ветеран остаётся в строю, посещает различные городские мероприятия. Особо значимыми, конечно, являются для него встречи с друзьями на День военно-морского флота. 26 июля, в последнее воскресенье месяца, соратников ждет пятая, юбилейная, встреча у морского якоря, установленного у нас на ул.Б. Фурмановская. С уважением и признательностью Николай Михайлович говорит об инициаторах и организаторах мероприятия, среди которых — его друзья Г.М. Медведев и Н.И. Лагунов. Однажды на одной из таких встреч он поделился своим желанием снова надеть форму моряка. Его мечта осуществилась: наш земляк А.А. Пашкунов, который на данный момент проживает в Санкт-Петербурге, где остался после окончания военно-морского училища, преподнёс ему в подарок форму и фуражку.

В семейном архиве Н.М. Кузнецова множество фотографий. Например, его  родителей, дедушки и бабушки, отчего дома, что говорит об уважительном отношении к своим корням. Есть фото в окружении членов Союза пенсионеров, Совета ветеранов. Интересны снимки, на  которых Николай Михайлович запечатлен с гармошкой в руках, на других он — в компании охотников-любителей (когда-то он даже был заместителем председателя местного общества охотников и рыболовов).

Какую бы тему мы ни затронули в беседе, память снова и снова возвращает Николая Михайловича в дни службы на Северном флоте. Не зря же говорят, бывших моряков не бывает, а тот, кто побывал на море хотя бы раз, никогда его не забудет. Н.М. Кузнецов -  ветеран военно-морского флота, ветеран труда. Но каждый раз, засыпая, он вспоминает, как много десятков лет назад с трепетом ждал дня присяги, чтобы получить право  прикрепить к бескозырке заветную морскую ленточку.

Сегодня хочется пожелать Николаю Михайловичу здоровья и семь футов под  килем в море жизни.

Е.Ершова

Навигация по номерам<< «ДОРОГА ПАМЯТИ». Продолжается сбор информации об участниках Великой Отечественной войны

Читайте также:

Добавить комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять