Катание по холсту, залитому краской, – это не искусство

В Париже, в Русском доме науки и культуры, открылась выставка «Свет России» классика русского реализма Олега Журавлёва.

Родом из Фурманова, живописец, окончивший Ивановское художественное училище, а затем Московский академический художественный институт, создает и курирует различные международные проекты по популяризации русской живописной традиции, программы развития русского реализма за рубежом (Нидерланды, Франция, Италия, Болгария, Кипр, США...). Журавлёв известен как руководитель масштабных, международных в том числе, пленэрных проектов Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой.

На стендах Русского дома в Париже представлены картины из цикла «Россия, ее природа и достопримечательности», в котором одно из главных мест занимают виды малой родины художника: Фурмановский район, Плёс. Олег Журавлёв – автор таких тематических циклов, как «Москва», «Крым», «Суздаль» и «Дивеево», с которыми Русский дом в Париже планирует продолжить знакомить своих зрителей в будущем.

– Олег, почему на Западе востребован русский реализм?

– Выставка организована по линии «Российского фонда мира» (пользуясь случаем, выражаю признательность руководителю Ивановского регионального отделения Галине Азеевой). Русская пейзажная школа позволяет создать образ, который трогает душу, очищает и дает ощущение истинности и былинности, она гармонизирует людей, дает психологическую защиту от часто агрессивной социальной среды. Через любовь к малой родине на холсте передается связь поколений, чувство правды, понимания себя в этом сложном, быстро меняющемся мире.

Умение манипулировать людьми зашло очень далеко. На интеллектуальном поле сейчас правду отыскать трудно, поэтому люди, перенасытившиеся благами цивилизации, тянутся к искусству реализма в поисках подлинного, живого. Хорошо бы найти хотя бы пять минут в день на размышления о смысле жизни, сфокусировать луч внимания на образе мечты, подумать над вечными категориями.

Многие художники ищут вдохновение в текущей социальной драме или создают визуальные повторы конкретных мест. Но иногда лучше сделать фотографию, видео, чем заниматься «репортажной» живописью. Искусство всегда отражает время и должно нести более обобщенные смыслы. Сейчас в мире фейков и бурного расцвета сферы дизайна есть огромный запрос на правду, камертон подлинности, живой контакт.

Именно реализм я называю современным искусством, а не всяческие инсталляции и арт-шоу, когда краской заливают холст, катаются по нему. Вся развлекуха – это про бизнес, а не про искусство, которое – игра вдолгую. Искусство – работа души.

– В Иванове проводится фестиваль «Первая фабрика авангарда». Значит, вы не поддерживаете такие инициативы?

– Если фестиваль завоевывает грант, значит, у него есть и сторонники. Нельзя сказать, что один цвет лучше другого – важны сочетание, взаимодействие. В этом смысле я за полифонию, но также выступаю против перекосов и мнения, что только это и есть современное искусство. Авангард – это такой опыт в искусстве, который уже был. Закон цикличности возвращает нас к вечному направлению.

Для меня Иваново – это родина мощнейших имен реализма. Константин Мефодьевич Максимов – основатель школы реализма в Китае. Величина, сравнимая с Павлом Дмитриевичем Кориным.

– Где можно посмотреть ваши работы?

– В Иванове у меня есть мастерская на улице Кудряшова, 80. Здесь, на последнем этаже обычного жилого дома, творили выдающиеся ивановские живописцы и делают это по сей день. Но основная моя мастерская находится в Москве, там и выставка – в первой высотке столицы на Большом Гнездиковском переулке. Здесь до революций располагалось кабаре «Летучая мышь», редакция журнала, театр, киностудия – место, намоленное Булгаковым и Есениным, а Маяковский даже посвятил стихотворные строки легендарному Дому Нирнзее.

Но в мастерских нет времени долго находиться. Поскольку я пейзажист и член географического общества, то много передвигаюсь по миру, сейчас – больше по России.

Однажды увидел, как на пашню села стайка журавлей, достал холст, пишу и вдруг замечаю рядом воинское захоронение – получилась аллегория. Вот такие моменты помогают найти решение для идей, которые давно живут в голове, создать образ. А иногда наоборот: наблюдаемое дает импульс для новых замыслов.

Хочу воспеть великую Волгу и ищу для этого локации. Если ваши читатели мне подскажут такие уголки, буду признателен. Связаться со мной можно «ВКонтакте».

 Беседовала Елена ПАРГИНА

«Ивановская газета»

 

Поделитесь в соцсетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Читайте также:

Добавить комментарий

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять