СЛОВО – НАШИМ АВТОРАМ. «Школа жизни и трудового становления»

СЛОВО – НАШИМ АВТОРАМ. «Школа жизни и трудового становления»

Наставник, мастер производственного обучения… Произносишь эти слова, и в памяти возникают  те времена, когда на полную мощь работали фабрики и заводы, перевыполнялись плановые задания, чуть ли не каждая трудовая пятилетка была пятилеткой эффективности и качества, высоко ценились мастерство, ответственность за порученное дело, различные почины и инициативы, исходившие от рабочего класса. И как пелось в известной песне: нет нам свете выше звания, чем рабочий человек. Трудовые коллективы своих предприятий, бригады становились для многих второй семьей, потому что всюду царила атмосфера взаимопонимания, поддержки, было чувство локтя. Люди умели жить проблемами других, готовы были искренне разделить радость успеха своих коллег, не таясь, делись своими надеждами, заботами, тревогами, зная, что всегда могу рассчитывать на участие. Многие мои сверстницы до сих пор вспоминают те счастливые времена. Они дарили всем нам уверенность, что дальше будет только лучше…

И нельзя не подчеркнуть, что большинство молодых людей путь в трудовой коллектив, в свою профессию начинали тогда в профессионально-технических училищах, ставших, как говорится, настоящей кузницей кадров для развивающихся предприятий страны, области, нашего города. Здесь не только учили мастерству, но и давали путевку во взрослую жизнь, воспитывали настоящих людей, готовых на большие дела! И это – не пустые слова.

Вспоминаю сейчас далекий 1975 год. Тогда нашей фабрике требовались рабочие всех основных специальностей, а своего ПТУ у нас не было. И тогда нам вместе с моей коллегой Т.Ф. Исправниковой и А.А. Коленцевой доверили обучать группы ровничниц и ленточниц на базе ПТУ фабрики №1. Сколько заботы и внимания уделили нам тогда директор училища Г.П. Александрова и заместитель О.Н. Гусева. Вместе учили и сами учились! Обучали группы прядильщиц, ткачей и помощников мастеров для обеих фабрик.

А уже в 1976 году было решено организовать свое ПТУ и на нашем предприятии. Сколько труда было вложено его первым директором Р.А. Ильичевой, старшим мастером В.А. Куклевой и заместителем директора по воспитательной работе А.В. Рыбаковой в организацию процесса обучения! Начинали ведь с одного кабинета в центральной проходной (еще в старом здании, новый бытовой корпус был построен значительно позже). И буквально через год состоялся первый выпуск, мы смогли обучить и подготовить к самостоятельной работе на оборудовании молодых рабочих всех профессий, которые в тот момент очень нужны были на производстве – операторы чесального, мотального, ленточного оборудования, ткачи, прядильщики, помощники мастера.

Под постоянным вниманием процесс обучения и воспитания находился у Е.Г. Амосовой, Героя Социалистического Труда, работавшей тогда заместителем директора фабрики. «Главное – не только научить профессии, важно воспитать человека, помочь ему встать на ноги, поверить в себя, влиться в рабочий коллектив и найти свое счастье – личное и трудовое»,- говорила она. И эти пятнадцатилетние и шестнадцатилетние девчонки, приехавшие в наш город из самых разных уголков страны (некоторые, наверняка, в поисках лучшей для себя доли), чувствовали материнскую заботу, душевную теплоту наставников, их искреннее участие в судьбе, доверие уважительного человеческого отношения.

Конечно, не все и не всегда было гладко, но откровенное желание старших «помочь встать на путь истинный» брало верх. Образовывались семьи, на свет появлялись дети, рабочие  вставали в очередь на получение жилья и получали его от предприятия совершенно бесплатно, именно тогда зарождались целые текстильные династии, которыми на протяжении многих десятилетий гордился коллектив фабрики. Нельзя не сказать и о том, что учащиеся профтех-училища пользовались всеми услугами, которые предлагала социально-бытовая сфера предприятия – молодежные общежития, столовые, профилакторий, комплекс физкультурно-оздоровительных и досуговых мероприятий.

А что касается самого профессионально-технического училища. Со временем разрасталась учебно-техническая база: увеличилось количество групп обучающихся, появились кабинеты теории и практики, настоящие мастерские, оборудованные необходимой техникой, обновлялся методический материал. Естественно, укреплялся штат преподавателей, росло их наставническое мастерство. Стажировались в цехах. Это уже было полноценное образовательное учреждение. Юношам преподавали военное дело.

Вспоминаю, как переживали ребята перед сдачей экзаменов. Сколько  эмоций! Смотришь на выпускников, и душа радуется: кажется, ведь совсем недавно поступили в училище, совсем еще дети… И вот уже взрослый самостоятельный человек, имеет востребованную профессию! В торжественной обстановке вручали удостоверения. И эти моменты люди запоминали на всю жизнь. Подавляющее большинство выпускников так и остались в Фурманове, работали на всех трех текстильных предприятиях. Так что не случайно профессионально-технические училища считались настоящей кузницей кадров. Лауреатами премии имени Е.Г.Амосовой стали Н.Зозуля и М.Латыпова.

Часто вспоминаю и то, как был организован досуг. Экскурсионные поездки по городам «Золотого кольца России»,  художественная самодеятельность, КВН, организовывались встречи с интересными людьми, выпускались стенгазеты. Это было так интересно!

И в устоявшихся рабочих коллективах выпускников встречали по-доброму, с большим желанием помочь начинающим свою профессиональную деятельность, подсказать, подбодрить и поддержать, когда это было необходимо.

Кстати, учащиеся общеобразовательных школ города ведь тоже проходили профессиональное обучение. Это были уроки труда в старших классах. Приятно было смотреть, как девочки в одинаковой форменной красивой одежде прибегали в цех, учились профессии, работали на станках. А летом проходили трудовую практику и даже получали неплохую зарплату. И не важно, что кто-то в дальнейшем не выбрал текстильную профессию, зато понял, что такое трудиться в коллективе, как зарабатывать на хлеб насущный…

Сегодня с огромной благодарностью хотелось бы вспомнить, кто отдавал свои знания, опыт, душу воспитанию молодого поколения. Это В.И Кудрявцева, В.И.Соловьев, В.М.Антонов, А.А.Коленцева, Л.И.Карцева, О.П.Ганюшина, З.Д.Игольницына, Н.Н.Шаферман, Ф.П.Куликова, Я.И.Журов, А.Д.Марова, Т. Иванова и другие.

К сожалению, с периодом распада страны, сменой политического строя, изменением социально-экономической ситуации далеко не в лучшую сторону, когда у многих изменились нравственные ориентиры, а на смену одним ценностям пришли другие, порой прямо противоположные, конечно, система профессионально-технического образования просто не выдержала испытания временем. Это видим даже на нашем примере: всегда градообразующими предприятиями считались три огромные прядильно-ткацкие фабрики с численностью порядка 10 тысяч (!) рабочих и служащих. Сегодня от них мало что осталось.

Так же случилось и с училищами. Из пяти современных, хорошо технически оснащенных учебных заведений по подготовке молодых профессиональных кадров для различных отраслей производства и экономики, осталось только одно. Но и сегодня общество принимает новые вызовы. Появилось множество новых сфер и направлений деятельности, где тоже нужны умелые рабочие руки, совершенствуются и развиваются новые производственные мощности, нуждающиеся в специалистах самой высокой квалификации. Их тоже надо где-то учить! Поэтому, думается, или очень  хотелось бы надеяться, что профессиональное образование обретет второе дыхание и будет в дальнейшем активно развиваться!

З.Аронец,

ветеран труда фабрики №2

 

Читайте также:

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять