Логопед – друг и помощник для ребенка

Логопед – друг и помощник для ребенка

Одной из самых востребованных профессий в любом детском образовательном учреждении на протяжении многих лет остается учитель-логопед. Ни для кого не секрет, что у современных детей дефекты речи – явление широко распространенное. Исправить и «вылечить» их под силу только профессиональному логопеду. Наталья Алексеевна Талызина именно такой специалист в своей области. Имеет два высших образования и высшую квалификационную категорию. ​ Работает с дошколятами с 2009 года. В настоящее время — в детском саду компенсирующего вида. В 2016 году прошла переподготовку и получила диплом учителя — логопеда.

Участвовала в районных конкурсах профессионального мастерства «Педагогический дебют», стала победителем конкурса «Лучший урок. Лучшее занятие» — 2016 год, «Педагог года» — 2018 г. Представляла Фурмановский район в конкурсе «Педагог года» в 2019 году в городе Иваново. В 2021 году стала вновь победителем районного конкурса «Педагог года». Финалист областного конкурса «Педагог года 2022». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей запись нашей беседы.

 — Наталья, расскажите, пожалуйста, простыми словами, кто такой логопед?

— Логопед – это специалист, который занимается различными нарушениями речи.
Помимо коррекции звукопроизношения, на своих занятиях логопед работает над слоговой структурой слова, формирует фонематические процессы, ведёт работу по накоплению словарного запаса, развитию связной речи, формирует навыки чтения.
Какие сейчас наиболее распространенные проблемы?
— Это «чистота» речи, «бедный» словарный запас у ребенка, нарушение грамматического строя речи. От года к году растет число «не говорящих» детей. Конечно, не всем детям нужен логопед. Но, родителям я рекомендую, хотя бы раз сходить на консультацию и оценить уровень развития речи ребенка.
 — Есть ли какие-то нормы, по которым логопеды оценивают речь ребенка? Хорошо он говорит или плохо, нуждается ли в помощи специалиста?
— Да. Но здесь есть нюанс – уровень речи современных детей очень сильно отличается от советской нормы. 30- 40 лет назад в садике или в школе требования были выше. К сожалению, как показывает практика, детей с нарушениями речи становится все больше и больше.

— В чем причина нарушений?

— Об этом можно говорить очень долго. Причин на самом деле много. Основная — мир меняется, и мы вместе с ним. Наши дети растут и развиваются в другой, не привычной для нас, среде. С года наши малыши держат в руках телефон и другие гаджеты. При этом – молча! Информация с экрана неестественна для восприятия. Она не требует осмысления и оречевления в отличие от прослушивания книг, подвижных и сюжетных  игр.

Перенесенные ребенком или матерью во время беременности инфекционные заболевания, родовые травмы, преждевременные роды, ушибы головы ребенка в первые годы жизни – все может привести к проблемам с речью.

Наследственность тоже играет свою роль.

Физиологические особенности: допустим, укороченная подъязычная уздечка, неправильный прикус и другие нарушения строения артикуляционного аппарата. Снижение слуха.

 — Наталья, в каких случаях нужно идти к логопеду?

— Если ребенок в возрасте 2,5 лет не имеет звукоподражания (как говорит киска — мяу, корова му-му), плохо понимает обращенную к нему речь (принеси куклу, дай сестренке мячик), не имеет в словарном запасе хотя бы 10 простых слов (папа, мама, деда, киса, зая, миша) рекомендую сходить на консультацию к специалисту.

Еще один критерий следующий: это если мама или папа понимают речь ребенка, а окружающие не могут понять, что ребенок говорит. Я за то, чтобы логопед обследовал детей в возрасте 2-3 лет. Родители с ребенком приходят на разовую встречу, в ходе которой специалист может оценить, правильно ли проходят все этапы развития. Даже если родителей ничего не беспокоит, имеет смысл сходить к логопеду за год до школы, чтобы убедится в правильном развитии речи.

— От чего зависит успех в исправлении речевых нарушений?

Грамотность специалиста, умение увидеть причину нарушения и составить верный коррекционный маршрут. Одно из важнейших условий при оказании логопедической помощи ребёнку — это сотрудничество с семьей. Обращаясь к логопеду, родитель не должен снимать с себя ответственность за коррекционный процесс. Успех исправления произношения звуков во многом определяется участием родителей. Современная система коррекции речи предполагает совместную работу логопеда и родителей. Ребёнок научится пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи, перестанет допускать грамматические ошибки и будет радовать окружающих красивой речью.
Поэтому, если родители прислушиваются к рекомендациям, домашние задания выполняются регулярно, то мы быстро получаем положительную и стойкую динамику.

— Насколько Ваша профессия полезна и важна?

Речь и мышление напрямую связаны между собой. Если с речью все в порядке, то и качество усвоения школьного материала поднимется на порядок выше. Красивая и грамотная речь — залог успеха. Говорить ясно, четко и красиво  нашим детям пригодится в любой сфере жизни.

— Какой совет вы можете дать современным родителям?

— Ограничить пользование ребенка гаджетами, больше уделять времени совместному времяпрепровождению. Говорите с ребенком, рассказывайте об окружающем мире. Задавайте ему вопросы и вместе на них отвечайте. Играйте в подвижные игры, это тоже влияет на развитие речи. Заведите традицию читать перед сном книги и рассматривать иллюстрации, чтение книг благотворно влияет на развитие фонематического слуха, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью развития всей речевой функции. Речь – это такой инструментарий, который можно освоить и постичь, лишь получая как можно больше живого эмоционального общения, впитывая все интонации, считывая с губ верную артикуляцию, получая позитивный отклик на свои новые умения!

Я верю в себя, свою работу, иногда – в чудо. Бывают случаи, когда с ребенком я уже испробовала все методы, а ничего не помогает. И тут он произносит нужный звук. В этот момент ребенок сам не верит, что у него, наконец, получилось. Невозможно передать словами, что происходит в эти минуты в кабинете. Я люблю свою профессию. И самая главная награда для меня – это поставленный звук!

 

Читайте также:

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять