К Дню защиты прав потребителей
15 марта ежегодно во всем мире отмечают День защиты прав потребителей. Масштаб этого события говорит о той значимости, которая придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное поведение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и соблюдение прав потребителей, способствует развитию благоприятных экономических правоотношений в частности, государства и общества в целом.
В 2022 году празднование Всемирного дня потребителей прошло под девизом «Fair Digital Finance — Справедливые цифровые финансовые услуги».
Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей.
Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы — устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный банк, интернет-банк — программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Электронные деньги — цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе.
Все эти новые и удобные финансовые инструменты не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.
Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. По итогам 2010-2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций.
Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступающих в органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
– на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т.п.);
– на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
С 14 марта по 25 марта 2022 года специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проводится тематическая горячая линия в рамках Всемирного дня прав потребителей проходящего под девизом «Fair Digital Finance» — Справедливые цифровые финансовые услуги».
Консультирование потребителей осуществляется по телефонам: 8(4932) 30-87-81 — Отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ивановской области; 8(4932) 23-86-50 — Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области; 8(49341) 2-19-97 – Территориальный отдел в г. Фурманов, Фурмановском и Приволжском районах.
Последние комментарии